Эта семейная праздничная программа подходит для разновозрастной аудитории – каждый из гостей либо учился в школе, либо учится в ней сейчас, либо скоро пойдет! Программа строится на основе «уроков по расписанию» и «перемен», когда гости могут поесть и спокойно пообщаться. «Перемены» надо делать большими! Впрочем, смотрите по ситуации – часто гости сами спрашивают: «Какой же у нас следующий урок?»…

 

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

Нам понадобятся обычные тонкие школьные тетради по количеству гостей, которые нужно подписать (например, «ученика 10 «А» класса Петрова Александра, школы № 1001» и т.д.). Также нужно купить самоклеющуюся бумагу и вырезать из нее разноцветные «звездочки», которые мы будем раздавать гостям за правильные ответы на конкурсные вопросы. Кроме того, необходимо подготовить подарки призерам. Я обычно покупаю подарки для трех призовых мест – 1-го, 2-го и 3-го и раскладываю их по пакетам (обычно в «подарочные наборы» входят шампанское, коробки конфет, наборы школьно-письменных принадлежностей и т.п.). В рамках данного праздника последний вариант наиболее подходит по тематике.

Также готовим специальные анкеты для гостей (об этом далее).

Можно еще подготовить записи детских композиций и песен на школьную тематику, чтобы гости сразу же прониклись духом праздника...

 

ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ

Итак, встречаем гостей под детские и школьные песни. Все рассаживаются, мы даем гостям возможность спокойно пообщаться, произнести несколько тостов, а затем начинаем конкурсную программу с фразы: «Дорогие ученики, поздравляем вас с началом учебного года в нашей школе! Сегодня нас ожидают несколько увлекательных уроков. Но начнем мы, как полагается, с классного часа!..»

 

УРОКИ

«КЛАССНЫЙ ЧАС». Анкетирование

Для проведения «классного часа» заранее готовим на компьютере анкету с вопросами и делаем ее «копипаст» по количеству гостей. Разрезаем листочки и складываем их аккуратной стопочкой.

Вопросы анкеты:

  • Любимый школьный предмет (и почему он нравился/нравится).
  • Любимая книга в школе.
  • Кем мечтали стать в школьные годы (о чем, например, писали в сочинениях на тему «Моя любимая профессия»)?
  • Самое яркое школьное воспоминание.

Перед тем, как раздать листочки, ведущий (хозяйка/хозяин праздника) объявляет: «Дорогие учащиеся, начнем со знакомства. Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты и сдайте их вашему преподавателю – то есть мне! Не показывайте свои анкеты соседям и не забудьте подписать их!»

Не торопите гостей с ответами, пусть они заполняют их тогда, когда им удобно, а вы там временем продолжайте конкурсную программу. Когда у вас на руках будут все анкеты, то между любыми конкурсами можно объявить анкетирование законченным и зачитать ответы каждого гостя. А участники торжества должны, соответственно, угадать, кто «ответчик». Каждый правильно угадавший получает «звездочку», которую наклеивает в свою тетрадь.

Урок 1. «СТАРОрусский язык»

Перед началом этого урока объявляете гостям: «Итак, первый урок сегодня – это урок древнерусского языка. Вы должны объяснить значение некоторых старорусских слов и выражений. Готовы?»

Вы называете древнеславянское понятие, а гости угадывают, что оно означает.

Выполнить это задание зачастую не так просто. Поэтому если вы видите, что гости сильно затрудняются с ответом, давайте им подсказки (с чем связано толкование данного слова, из какой оно области и т.д.).

Итак, занимательный СЛОВАРЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА по алфавиту

(при желании вы можете его расширить и дополнить)

  • Бритоусы – староверы именовали так бритых, без бороды.
  • Вакантное время – каникулы.
  • Вестимо – конечно, само собой, разумеется.
  • Выворотень – корневище большого дерева, вывернутого из земли.
  • Девушка сенная – служанка.
  • Жалейка – дудочка из ивовой коры.
  • Запеть Лазаря – льстиво упрашивать.
  • Злыдни – маленькие фантастические существа.
  • Елань, еланка – травянистая поляна в лесу.
  • Косая сажень – древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.
  • Народы – языки.
  • Орать – пахать.
  • Прыскучий – быстрый.
  • Похитник – вор.
  • Пуща – заповедный непроходимый лес.
  • Репище – огород.
  • Середович – человек средних лет.
  • Студенец – колодец со студеной водой.
  • Сыть – еда, пища.
  • Хусточка – платочек.
  • Теребень кабацкая – постоянный посетитель кабака, завсегдатай.
  • Ширинка – короткое полотенце или платок.
  • Шлык – шутовская шапка, колпак, чепец.
  • Шелом – шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов.
  • Чеплажка – небольшая посуда для жидкости (чашка, плошка, бутыль).

Затем объявите гостям, что далее угадываем именно национальности:

  • свеи – шведы;
  • сорочининъ – араб;
  • немцы – те, кто говорит непонятно (немой).

Урок 2. География

На этом уроке гости должны будут по нескольким интересным фактам о той или иной стране угадать, что это, собственно, за страна.

Сначала вы зачитываете первый факт – гости выдвигают предположения, затем – следующий, и так до тех пор, пока гости не угадают.

Если гости угадывают с первого-второго факта, вы выдаете угадавшему «звездочку» и уже просто для развлечения гостей зачитываете оставшиеся факты со словами «А также в этой стране …» или «А знаете ли вы, что в этой стране…». Если гости не угадывают и после оглашения последнего факта, даете им подсказки вплоть до «название этой страны начинается с буквы А».

 ФАКТЫ О СТРАНАХ

1.

  • Это третье по счету государство, запустившее свой спутник.
  • В этой стране нет метро.
  • Эта страна уже 150 лет борется с огромной численностью кроликов.
  • Занимает первое место в мире по численности овец и производству шерсти.
  • Главой государства является королева Великобритании.

(АВСТРАЛИЯ)

2.

  • 23% от населения этой страны составляют иностранцы.
  • В этой стране нет главы государства. Его заменяет совет из семи человек, которые выполняют его функции.
  • Крупнейший экспортный товар – шоколад.
  • В этом государстве самый низкий уровень преступности.
  • В этой стране 208 гор, высота которых свыше 3000 метров.

(ШВЕЙЦАРИЯ)

 3.

  • В этой стране принято иметь большую семью, включающую 5-6 детей.
  • День Родины – самый главный праздник в этом государстве (это один единственный день в году, когда официально разрешено пить спиртные напитки, где угодно).
  • У жителей этой страны принято целоваться в щечку, даже если вы едва знакомы. Целуют здесь всех – независимо от того, какого человек пола и какой статус имеет.
  • Не считают нужным изучать иностранные языки, так как, по их понятиям, все вокруг прекрасно разговаривают на испанском.
  • На территории этого государства до сих пор проживает племя, которое никто так и не смог завоевать (индейцы мапуче).

(ЧИЛИ)

4.

  • В этой стране нет фамилий.
  • В этом государстве нет преступности. Так, например, местные жители, когда приходят в кафе или ресторан, оставляют младенцев в колясках на улице – пусть подышат воздухом!
  • Одна из самых экологически чистых стран мира.
  • Это одно из самых малонаселенных государств в мире (средняя плотность населения – 3 человека на квадратный километр).
  • Это страна, где часто извергаются вулканы, много горячих источников и гейзеров.

 (ИСЛАНДИЯ)

 5.

  • В этой стране есть только один международный аэропорт.
  • Здесь проживают одни из лучших в мире борцов сумо.
  • Религии в этой стране - это в основном шаманизм и буддизм.
  • У этой страны самая холодная столица в мире.
  • В свое время правителю этой страны удалось создать самую огромную империю на планете.

 (МОНГОЛИЯ)

 Урок 3. ИЗО

На уроке рисования мы займемся «искусствоведческой практикой», а именно: гостям предстоит отличить картины признанных художников от … детских рисунков. Кажется, что может быть проще?! Но мы возьмем картины таких именитых художников, картины которых для «непосвященных» (каких подавляющее большинство!) выглядят как детские «каля-маля».

Итак, вам нужно найти в Интернете детские рисунки – именно беспредметные «каляки-маляки» и представить их гостям вперемежку с творениями настоящих художников. Со своей стороны предлагаю вам найти изображения работ таких уважаемых представителей абстракционизма, как:

  • Вильям де Кунинг;
  • Ци Томбли;
  • Сэм Джиллиам;
  • Хелен Франкенталер;
  • Оливье Дебре;
  • Герхард Рихтер;
  • Джеймс Брукс.

Какие именно картины выбрать, вы увидите сразу, когда зададите поиск изображений по именам этих художников.

А для нахождения детских рисунков можно просто задать в поисковике «детские каляки-маляки». Главное, чтобы вы сами потом не запутались – где творение великого художника, а где «каля-маля»! Поэтому для себя четко пронумеруйте картины и подпишите, но так, чтобы гости могли видеть только номер картины! Гости, которые правильно ранжировали то или иное изображение, получают «звездочку» в тетрадь.

 Урок 4. ИСТОРИЯ

На этом уроке представляем гостям различные исторические факты и задаем уточняющие вопросы по данным фактам. Если гости затрудняются с ответом, даем подсказки. Итак, факты…

  1. Самая короткая война была между Занзибаром и Британией, и состоялась она 27 августа 1896 года. Сколько же она продолжалась? (Ответ: 38 минут. Пусть каждый из гостей выдвинет версию, а награждаться «звездочкой» будет тот, кто назвал наиболее близкое к правильному значение.)
  2. Сколько на самом деле длилась так называемая «Столетняя война» между Англией и Францией? (Ответ: 116 лет. С 1137 по 1453 гг.)
  3. Всем нам хорошо известно, что первые два декрета, принятых большевиками, были «Декрет о мире» и «Декрет о Земле». А о чем был их третий декрет? (Ответ: о введении новой орфографии.)
  4. 25 ноября 1735 года была завершена отливка Царь-колокола. Но после этого он пролежал в яме еще целых сто лет. Почему? (Ответ: его просто не могли оттуда поднять.)
  5. В Калифорнии, в самый разгар золотой лихорадки, в 1849 году были довольно высокие цены. Как вы думаете, сколько там просили за стакан воды? (Ответ: 100 долларов. Выигрывает тот из гостей, кто назовет самую приближенную к правильному ответу сумму.)
  6. В Италии, в 1892 году вышел новый закон, определяющий, с каких лет девочкам можно выходить замуж. Как вы считаете, с каких (учитывая то, что до принятия этого закона данный возраст был еще меньше)? (Ответ: с 12 лет.)
  7. Многим известно, что порох был изобретен в Китае. Изобрели его китайские алхимики в XI веке. Получилось это изобретение у них совершенно случайно – смешивая различные вещества, они пытались изобрести нечто совершенно другое, практически противоположное. Как вы думаете, что? (Ответ: эликсир бессмертия.)

Урок 5. МУЗЫКА

Для проведения этого урока вам необходимо заранее скачать минусовки песен, связанных со школой, а также тех песен, которые разучивали школьники на уроках музыки, например:

  1. «Эх, дороги».
  2. «Чему учат в школе».
  3. «Песня о Щорсе».
  4. «Спасибо вам, учителя».
  5. «Первый раз в первый класс».
  6. «Изгиб гитары желтой».
  7. «Когда уйдем со школьного двора».
  8. «Школьные годы чудесные».
  9. «Когда мои друзья со мной».
  10. «Куда уходит детство».
  11. «С чего начинается Родина».
  12. «Первоклашка, первоклассник – у тебя сегодня праздник».

По очереди включаете гостям эти минусовки, а они, соответственно, угадывают, мелодия какой песни звучит.

Урок 6. ПЕНИЕ

Если ваши гости еще не устали от конкурсов можно в качестве завершающего испытания предложить провести конкурс под названием «Битва хоров» (его проведение я подробно рассматривала в конце другого сценария домашнего праздника – «Мой адрес – Советский союз»). 

Хоры в данном случае можно назвать, например «Октябрята», «Орлята», «Веселые ребята» и т.п.

В заключение хочу еще раз напомнить: не забывайте про «большие перемены» между уроками!

Отличного вам семейного праздника!!!


© Наталия Луценко, 2019
Семейный совет

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА

Женский психолог Наталия Луценко:
+7 (926) 707 91 07; info@semisovet.ru.

  • Помощь в решении личных проблем.
  • Cемейная психология и отношения в паре (проблемы с замужеством, сохранение семьи, гармония в отношениях).
  • Женская самореализация. Развитие уверенности в себе и обретение женского счастья.
  • Детско-родительские отношения
  • Страхи, фобии и панические атаки.

На сайте «Семейный совет» можно найти ответы на вопросы:

Поиск по сайту