Эта семейная праздничная программа подходит для разновозрастной аудитории – каждый из гостей либо учился в школе, либо учится в ней сейчас, либо скоро пойдет! Программа строится на основе «уроков по расписанию» и «перемен», когда гости могут поесть и спокойно пообщаться. «Перемены» надо делать большими! Впрочем, смотрите по ситуации – часто гости сами спрашивают: «Какой же у нас следующий урок?»…
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
Нам понадобятся обычные тонкие школьные тетради по количеству гостей, которые нужно подписать (например, «ученика 10 «А» класса Петрова Александра, школы № 1001» и т.д.). Также нужно купить самоклеющуюся бумагу и вырезать из нее разноцветные «звездочки», которые мы будем раздавать гостям за правильные ответы на конкурсные вопросы. Кроме того, необходимо подготовить подарки призерам. Я обычно покупаю подарки для трех призовых мест – 1-го, 2-го и 3-го и раскладываю их по пакетам (обычно в «подарочные наборы» входят шампанское, коробки конфет, наборы школьно-письменных принадлежностей и т.п.). В рамках данного праздника последний вариант наиболее подходит по тематике.
Также готовим специальные анкеты для гостей (об этом далее).
Можно еще подготовить записи детских композиций и песен на школьную тематику, чтобы гости сразу же прониклись духом праздника...
ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ
Итак, встречаем гостей под детские и школьные песни. Все рассаживаются, мы даем гостям возможность спокойно пообщаться, произнести несколько тостов, а затем начинаем конкурсную программу с фразы: «Дорогие ученики, поздравляем вас с началом учебного года в нашей школе! Сегодня нас ожидают несколько увлекательных уроков. Но начнем мы, как полагается, с классного часа!..»
УРОКИ
«КЛАССНЫЙ ЧАС». Анкетирование
Для проведения «классного часа» заранее готовим на компьютере анкету с вопросами и делаем ее «копипаст» по количеству гостей. Разрезаем листочки и складываем их аккуратной стопочкой.
Вопросы анкеты:
- Любимый школьный предмет (и почему он нравился/нравится).
- Любимая книга в школе.
- Кем мечтали стать в школьные годы (о чем, например, писали в сочинениях на тему «Моя любимая профессия»)?
- Самое яркое школьное воспоминание.
Перед тем, как раздать листочки, ведущий (хозяйка/хозяин праздника) объявляет: «Дорогие учащиеся, начнем со знакомства. Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты и сдайте их вашему преподавателю – то есть мне! Не показывайте свои анкеты соседям и не забудьте подписать их!»
Не торопите гостей с ответами, пусть они заполняют их тогда, когда им удобно, а вы там временем продолжайте конкурсную программу. Когда у вас на руках будут все анкеты, то между любыми конкурсами можно объявить анкетирование законченным и зачитать ответы каждого гостя. А участники торжества должны, соответственно, угадать, кто «ответчик». Каждый правильно угадавший получает «звездочку», которую наклеивает в свою тетрадь.
Урок 1. «СТАРОрусский язык»
Перед началом этого урока объявляете гостям: «Итак, первый урок сегодня – это урок древнерусского языка. Вы должны объяснить значение некоторых старорусских слов и выражений. Готовы?»
Вы называете древнеславянское понятие, а гости угадывают, что оно означает.
Выполнить это задание зачастую не так просто. Поэтому если вы видите, что гости сильно затрудняются с ответом, давайте им подсказки (с чем связано толкование данного слова, из какой оно области и т.д.).
Итак, занимательный СЛОВАРЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА по алфавиту
(при желании вы можете его расширить и дополнить)
- Бритоусы – староверы именовали так бритых, без бороды.
- Вакантное время – каникулы.
- Вестимо – конечно, само собой, разумеется.
- Выворотень – корневище большого дерева, вывернутого из земли.
- Девушка сенная – служанка.
- Жалейка – дудочка из ивовой коры.
- Запеть Лазаря – льстиво упрашивать.
- Злыдни – маленькие фантастические существа.
- Елань, еланка – травянистая поляна в лесу.
- Косая сажень – древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.
- Народы – языки.
- Орать – пахать.
- Прыскучий – быстрый.
- Похитник – вор.
- Пуща – заповедный непроходимый лес.
- Репище – огород.
- Середович – человек средних лет.
- Студенец – колодец со студеной водой.
- Сыть – еда, пища.
- Хусточка – платочек.
- Теребень кабацкая – постоянный посетитель кабака, завсегдатай.
- Ширинка – короткое полотенце или платок.
- Шлык – шутовская шапка, колпак, чепец.
- Шелом – шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов.
- Чеплажка – небольшая посуда для жидкости (чашка, плошка, бутыль).
Затем объявите гостям, что далее угадываем именно национальности:
- свеи – шведы;
- сорочининъ – араб;
- немцы – те, кто говорит непонятно (немой).
Урок 2. География
На этом уроке гости должны будут по нескольким интересным фактам о той или иной стране угадать, что это, собственно, за страна.
Сначала вы зачитываете первый факт – гости выдвигают предположения, затем – следующий, и так до тех пор, пока гости не угадают.
Если гости угадывают с первого-второго факта, вы выдаете угадавшему «звездочку» и уже просто для развлечения гостей зачитываете оставшиеся факты со словами «А также в этой стране …» или «А знаете ли вы, что в этой стране…». Если гости не угадывают и после оглашения последнего факта, даете им подсказки вплоть до «название этой страны начинается с буквы А».
ФАКТЫ О СТРАНАХ
1.
- Это третье по счету государство, запустившее свой спутник.
- В этой стране нет метро.
- Эта страна уже 150 лет борется с огромной численностью кроликов.
- Занимает первое место в мире по численности овец и производству шерсти.
- Главой государства является королева Великобритании.
(АВСТРАЛИЯ)
2.
- 23% от населения этой страны составляют иностранцы.
- В этой стране нет главы государства. Его заменяет совет из семи человек, которые выполняют его функции.
- Крупнейший экспортный товар – шоколад.
- В этом государстве самый низкий уровень преступности.
- В этой стране 208 гор, высота которых свыше 3000 метров.
(ШВЕЙЦАРИЯ)
3.
- В этой стране принято иметь большую семью, включающую 5-6 детей.
- День Родины – самый главный праздник в этом государстве (это один единственный день в году, когда официально разрешено пить спиртные напитки, где угодно).
- У жителей этой страны принято целоваться в щечку, даже если вы едва знакомы. Целуют здесь всех – независимо от того, какого человек пола и какой статус имеет.
- Не считают нужным изучать иностранные языки, так как, по их понятиям, все вокруг прекрасно разговаривают на испанском.
- На территории этого государства до сих пор проживает племя, которое никто так и не смог завоевать (индейцы мапуче).
(ЧИЛИ)
4.
- В этой стране нет фамилий.
- В этом государстве нет преступности. Так, например, местные жители, когда приходят в кафе или ресторан, оставляют младенцев в колясках на улице – пусть подышат воздухом!
- Одна из самых экологически чистых стран мира.
- Это одно из самых малонаселенных государств в мире (средняя плотность населения – 3 человека на квадратный километр).
- Это страна, где часто извергаются вулканы, много горячих источников и гейзеров.
(ИСЛАНДИЯ)
5.
- В этой стране есть только один международный аэропорт.
- Здесь проживают одни из лучших в мире борцов сумо.
- Религии в этой стране - это в основном шаманизм и буддизм.
- У этой страны самая холодная столица в мире.
- В свое время правителю этой страны удалось создать самую огромную империю на планете.
(МОНГОЛИЯ)
Урок 3. ИЗО
На уроке рисования мы займемся «искусствоведческой практикой», а именно: гостям предстоит отличить картины признанных художников от … детских рисунков. Кажется, что может быть проще?! Но мы возьмем картины таких именитых художников, картины которых для «непосвященных» (каких подавляющее большинство!) выглядят как детские «каля-маля».
Итак, вам нужно найти в Интернете детские рисунки – именно беспредметные «каляки-маляки» и представить их гостям вперемежку с творениями настоящих художников. Со своей стороны предлагаю вам найти изображения работ таких уважаемых представителей абстракционизма, как:
- Вильям де Кунинг;
- Ци Томбли;
- Сэм Джиллиам;
- Хелен Франкенталер;
- Оливье Дебре;
- Герхард Рихтер;
- Джеймс Брукс.
Какие именно картины выбрать, вы увидите сразу, когда зададите поиск изображений по именам этих художников.
А для нахождения детских рисунков можно просто задать в поисковике «детские каляки-маляки». Главное, чтобы вы сами потом не запутались – где творение великого художника, а где «каля-маля»! Поэтому для себя четко пронумеруйте картины и подпишите, но так, чтобы гости могли видеть только номер картины! Гости, которые правильно ранжировали то или иное изображение, получают «звездочку» в тетрадь.
Урок 4. ИСТОРИЯ
На этом уроке представляем гостям различные исторические факты и задаем уточняющие вопросы по данным фактам. Если гости затрудняются с ответом, даем подсказки. Итак, факты…
- Самая короткая война была между Занзибаром и Британией, и состоялась она 27 августа 1896 года. Сколько же она продолжалась? (Ответ: 38 минут. Пусть каждый из гостей выдвинет версию, а награждаться «звездочкой» будет тот, кто назвал наиболее близкое к правильному значение.)
- Сколько на самом деле длилась так называемая «Столетняя война» между Англией и Францией? (Ответ: 116 лет. С 1137 по 1453 гг.)
- Всем нам хорошо известно, что первые два декрета, принятых большевиками, были «Декрет о мире» и «Декрет о Земле». А о чем был их третий декрет? (Ответ: о введении новой орфографии.)
- 25 ноября 1735 года была завершена отливка Царь-колокола. Но после этого он пролежал в яме еще целых сто лет. Почему? (Ответ: его просто не могли оттуда поднять.)
- В Калифорнии, в самый разгар золотой лихорадки, в 1849 году были довольно высокие цены. Как вы думаете, сколько там просили за стакан воды? (Ответ: 100 долларов. Выигрывает тот из гостей, кто назовет самую приближенную к правильному ответу сумму.)
- В Италии, в 1892 году вышел новый закон, определяющий, с каких лет девочкам можно выходить замуж. Как вы считаете, с каких (учитывая то, что до принятия этого закона данный возраст был еще меньше)? (Ответ: с 12 лет.)
- Многим известно, что порох был изобретен в Китае. Изобрели его китайские алхимики в XI веке. Получилось это изобретение у них совершенно случайно – смешивая различные вещества, они пытались изобрести нечто совершенно другое, практически противоположное. Как вы думаете, что? (Ответ: эликсир бессмертия.)
Урок 5. МУЗЫКА
Для проведения этого урока вам необходимо заранее скачать минусовки песен, связанных со школой, а также тех песен, которые разучивали школьники на уроках музыки, например:
- «Эх, дороги».
- «Чему учат в школе».
- «Песня о Щорсе».
- «Спасибо вам, учителя».
- «Первый раз в первый класс».
- «Изгиб гитары желтой».
- «Когда уйдем со школьного двора».
- «Школьные годы чудесные».
- «Когда мои друзья со мной».
- «Куда уходит детство».
- «С чего начинается Родина».
- «Первоклашка, первоклассник – у тебя сегодня праздник».
По очереди включаете гостям эти минусовки, а они, соответственно, угадывают, мелодия какой песни звучит.
Урок 6. ПЕНИЕ
Если ваши гости еще не устали от конкурсов можно в качестве завершающего испытания предложить провести конкурс под названием «Битва хоров» (его проведение я подробно рассматривала в конце другого сценария домашнего праздника – «Мой адрес – Советский союз»).
Хоры в данном случае можно назвать, например «Октябрята», «Орлята», «Веселые ребята» и т.п.
В заключение хочу еще раз напомнить: не забывайте про «большие перемены» между уроками!
Отличного вам семейного праздника!!!
© Наталия Луценко, 2019
Семейный совет