Теплая пора с мая и до конца сентября – самое время для посиделок с семьей и друзьями на открытом воздухе. Летние отмечания дней рождений и просто очередного уикенда – всегда повод собраться вместе, пожарить шашлыки и пообщаться. И зачастую мы только тем и занимаемся, что едим, пьем и говорим, вставая из-за стола лишь для произнесения очередного тоста. А что если разнообразить такие посиделки различными «активностями»?
Например, играми, в которых с удовольствием примут участие не только дети и молодежь, но и люди среднего (а возможно, и пожилого) возраста. Последние как раз особенно хорошо помнят игры из своего советского детства, когда не было гаджетов и социальных сетей, и все свое свободное время дети проводили во дворах, играя в «Резиночки», «Городки», «Вышибалы», «Казаки-разбойники»... А замечательные пионерские лагеря с «зарницами», кострами и пионерболом?..
Советское наследие невероятно богато на всевозможные активные игры, и некоторые из них можно с успехом практиковать на наших семейных посиделках с друзьями на наших дачах или на отдыхе в парке рядом с домом.
Попробуем вспомнить несколько игр, наиболее подходящих для отдыха на природе и для разновозрастной компании, рассмотрим их правила и особенности проведения...
ВЫШИБАЛЫ
В эту игру можно играть от трех человек и более. Если играете втроем, двое из вас будут вышибалами, а третий – водящий. Если вас больше, то формируется целая команда водящих. Размечаем игровое поле с двух сторон линиями (например, в 8-10 м одна от другой) – за ними будут стоять вышибающие, а водящие игроки, соответственно, будут бегать внутри поля. Задача вышибал – попасть по водящим мячом. А у тех в свою очередь есть возможность ловить мяч до того момента, как он ударится о землю (поймать «свечку»).
Правила для троих игроков
- Тот, кто «вышиб» игрока в центре круга, занимает его место, а водящий игрок в свою очередь становится вышибалой.
- «Свечка» - это дополнительная «жизнь» (вышибале надо попасть по водящему еще раз, чтобы снять «свечку»).
Правила при большем количестве игроков
- В этом случае играющие разделяются на две команды – водящих и вышибал.
- Команда водящих становится, соответственно, внутри поля, а вышибалы – за чертами с обеих сторон.
- Игроки, по которым вышибалы попадают мечом, уходят с поля, пока не вышибут всех игроков из команды водящих. Водящие также могут ловить «свечки», с помощью которых они могут вернуть одного из выбитых ранее игроков или получить для себя дополнительную жизнь.
- Когда на поле остается один игрок, он должен увернуться от мяча ровно столько раз, сколько ему лет. Если ему это удается, то вся его команда возвращается в круг, если нет – водящие меняются с вышибалами местами.
ПИОНЕРБОЛ
Для этой игры вам потребуется сетка и очерченное поле. Сетку можно либо приобрести (особенно если среди вас есть любители волейбола), либо устроить игру на уже приспособленной площадке с сеткой в парке (их с каждым годом становится все больше и больше, особенно в крупных городах). Впрочем, для игры подойдет и обычная бельевая веревка, протянутая между столбами или деревьями.
Правила игры:
- Делим игроков на две команды, после чего все участники игры равномерно распределяются на своей половине поля.
- Игрок, находящийся в дальнем правом углу площадки, бросает (подает) мяч на половину противника.
- Игроки на другой половине должны поймать мяч, не дав ему соприкоснуться с землей. Затем поймавший либо делает пас партнеру, либо перекидывает мяч на половину противника. За розыгрыш можно сделать не более трех пасов и не более трех шагов по площадке.
- После каждого заработанного командой очка игроки перемещаются по площадке по часовой стрелке, меняясь местами.
- Партия в пионерболе обычно проходит до 15 очков (причем перевес – не менее двух очков). Матч продолжается до 1-3 побед команд в партиях.
- Очки в пионерболе начисляются в следующих случаях: мяч коснулся поля противника (при приеме подачи или перепасовке); при подаче мяча он вылетел за пределы площадки, не коснувшись противников; попадание мяча в сетку; превышение разрешенного количества пасов или шагов по площадке; повторное касания мяча.
В целом вариантов игры в пионербол очень много, мы рассмотрели лишь общие правила. Важно, чтобы игра доставила удовольствие всем присутствующим, а следить ли строго за выполнением всех правил – решать только вам!
КАРТОШКА
Игроки становятся в круг и перекидываются мячом (его можно ловить либо «волейболить» при наличии навыков - как хотите). Не смог отбить мяч – садишься в центр круга (это «котел»). «Картошки» в «котле» пытаются поймать мяч, пролетающий у них над головами. Главное – не подниматься с корточек. Если одна из «картошек» ловит мяч, то свободен весь «котел». А игрок из круга, который последним коснулся мяча, должен занять место в центре круга. В игре практикуется также освобождение из котла: игрок в кругу должен попасть в игрока в «котле». В случае неудачи освободитель присоединяется к сидящим в кругу. Игра может продолжаться до тех пор, пока вне «котла» остается, как минимум, два игрока. Или пока всем не надоест.
Упрощенная разновидность игры «Картошка» – «Собачка», в которую обычно играют втроем. Выбираем «собачку», которая встает между игроками, и начинаем перебрасывать друг другу мяч, а «собачка» тем временем пытается перехватить его. Если ей это удается, то «собачкой» становится игрок, упустивший мяч. Все просто. В принципе в «Собачку» можно играть в каком угодно составе – если вас больше трех, игра происходит в кругу.
КВАДРАТ
Еще одна советская дворовая забава, в которую играли в основном мальчишки. Но на семейных посиделках принять участие в ней сможет любой желающий. Единственное железное правило – игроков должно быть четверо.
До начала игры необходимо начертить на земле квадрат (обычно примерно 6 х 6 м, но вполне можно и произвольных размеров) и разделить его перпендикулярными линиями на четыре квадрата для каждого игрока. В центре поля рисуем круг (для подачи).
Правила игры
- Сначала бросаем мяч в центр поля – на чью сторону он укатится, тот и начинает игру.
- Ведущий игрок должен кинуть мяч так, чтобы после удара на его части поля, он отскочил в чужую.
- Отбивать мяч (ногами, коленом, головой, но не руками!) нужно после его первого касания о землю в своей части поля (по принципу игры в теннис).
- Если не попали по диагонали в четверть другого игрока, вам 1 очко («аут»). Мяч ударился о часть поля противника больше 1 раза – ему очко. Если после отбивания мяч вылетел за границы поля – «аут» (1 очко) тому, кто отбивал.
- Мяч можно понабивать ногой или коленом сколько угодно раз перед тем, как отправить его другому игроку. Даже если при этом мяч уходит за границы поля, но земли не касается, игра не останавливается.
- Если кто-то из игроков набрал 5 очков, все меняются местами по часовой стрелке (переходят на четверть поля другого игрока). Потом меняемся местами, когда у кого-то 10 очков, затем – когда 15. Заканчиваем игру, когда один из игроков набирает 20 очков. У кого очков меньше всех, тот и победитель.
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА» (ФРИСБИ, ДИСК)
Обычно мы играем в простейшую ее разновидность – бросаем диск другому игроку из рук в руки. Единственное условие – «тарелка» не должна коснуться земли.
Но существует и более интересная командная версия этой игры – «Алтимат» («Алтимат фрисби»). Она проводится на поле в форме прямоугольника с отдельными зонами на каждом его конце.
В игре участвуют две команды, одна из которых нападает, а другая защищается. Цель нападения – дать пас своему игроку, который находится в зоне соперника (в случае успеха нападающей команде засчитывается очко). Если дать пас этому игроку невозможно, можно пасовать любому участнику своей команды. Защищающаяся команда в свою очередь должна либо сбить, либо поймать «тарелку», или же вынудить соперника задержать диск у себя более, чем на 10 секунд. В этом случае засчитывается потеря диска и команда меняются своими ролями. Нельзя перемещаться с «тарелкой» и коллективно мешать игроку с диском. Запрещено также умышленно толкать или блокировать соперника.
Я здесь описала лишь суть игры и ее общие правила, более же подробную информацию о передачах диска, судействе, фолах, тайм-аутах, заменах в Алтимате можно найти в Сети. Моя же цель была в основном заинтересовать вас новой игрой.
ВСПОМНИТЬ ВСЕ…
Конечно, существует еще множество интереснейших подвижных (и не очень) игр, в которые играли в советских дворах, в домах отдыха, в турпоходах. Это и «Хали-хало», и «Казаки-разбойники», и «Колдунчики», и «Лапта», и «Городки»... Каждый рожденный в СССР может назвать, как минимум, десяток. И любая из этих полузабытых современной детворой игр достойна внимания.
Подвижные игры из советского наследия – прекрасная возможность не только весело и с пользой провести время на свежем воздухе, сделать интересным любой домашний праздник в формате open air, но и познакомить своих детей, внуков со славными традициями ушедшей эпохи и дать старшему поколению шанс вернуться в свое чудесное советское детство! Почему бы не попробовать?..
© Наталия Луценко, 2019
Семейный совет